Рим


Римские достопримечательности:
всемирно знаменитый  Пантеон - античный храм, возведенный в 27 году до н.э.;
Колизей, построенный в 80 году н.э.;
несколько Триумфальных арок в честь римских императоров и полководцев;
Римский Форум и Императорский Форум; бани Каракалла (217 год);  
катакомбы, в которых укрывались от преследований первые христиане;
форт Кастель-Сант-Анжело, возведенный первоначально как мавзолей императора Адриана и в средние века перестроенный под укрепление;  
базилика св. Иоанна Латеранского (IV век, перестроена в XVII-XVIII веках);  
базилика св. Павла (IV век);
базилика св. Петра-в-цепях (V век), внутри которой находится мраморная скульптура Моисея работы Микеланджело; 
Пьяцца Навона с тремя фонтанами: один работы Джанлоренцо Бернини, в фонтан же Треви в стиле барокко туристы обычно бросают монетки;  
церковь Тринита-дей-Монти (XV век);
большое количество различных музеев и галерей - Капитолийский музей, Национальный музей Вилла Джулия (коллекция предметов этрусского и римского искусства), галерея Боргезе (живопись и скульптура), Национальный римский музей (древнегреческая и древнеримская скульптура), несколько средневековых дворцов, в которых также расположены музеи и галереи.

Римские прогулки

Рим античный:
  • Колизей, Императорские форумы
  • Капитолийский холм
  • Римский форум, Палатин, Циркус Максимус, вокруг Колизея
Мы начнем ее от станции метро «Колизей», расположенной в непосредственной близости от одноименной площади - Р. Colosseo. Над станцией есть смотровая площадка - отличный вид на Колизей. Раньше здесь возвышалась огромная статуя императора Нерона. Есть предположение, что статую называли греческим словом «колосс», отсюда и получил свое название амфитеатр Флавиев - Колизей (Colosseo, колоссальный). Во все времена громадный амфитеатр доминировал над прочими сооружениями площади.

Колизей
Амфитеатр строился при трех императорах. Император Веспасиан начал строительство в 72 г. н.э. силами пленных иудеев, пригнанных из покоренного его сыном Титом Иерусалима. Для постройки амфитеатра Веспасиан выбрал территорию искусственного озера, вырытого когда-то в садах Золотого дома, грандиозного дворца Нерона. После самоубийства Нерона его преемники уничтожили Золотой дом (остатки дворцового комплекса можно посетить на соседнем холме Оппио).
Озеро осушили и заполнили смесью, похожей на современный бетон. Глубина фундамента, таким образом, составила 13 м, что обеспечило долговечность сооружения размером 188 х156 м. Внешняя стена делилась на 3 арочных яруса, причем арки каждого яруса опирались на колонны разных ордеров; первый - на дорические, второй - на ионические и третий - на коринфские. В проемах арок второго и третьего ярусов стояли статуи. Во II в. стену надстроили, и ее высота достигла 50 м. Колизей разделен радиальными стенами на 80 секторов, чтобы зрители могли покинуть его без давки. В дни представлений от палящих лучей солнца сидевших на трибунах (50-70 тыс. чел.) защищал огромный тент. Под усыпанной песком ареной располагались помещения для зверей и хитроумные механизмы, позволявшие в считанные минуты доставить на сцену любое количество животных и различные декорации. Гладиаторы попадали на арену из «казармы» по подземному ходу. В 80 г. Тит торжественно открыл амфитеатр. Празднества продолжались в течение 100 дней. За это время на его арене погибло множество гладиаторов и около 5000 зверей. Полностью строительство завершилось при втором сыне

Веспасиана - Домициане.
В Средние века в Колизее совершали христианские обряды, порой он использовался как феодальный замок, а однажды его приспособили для производства селитры. В конце XII в. амфитеатр превратился в каменоломню - из его каменных блоков были построены 23 дома для знатных римлян, в Х1V-ХV вв. - 6 церквей, в 1495 г. из материала Колизея построили папскую канцелярию, в XVI в. - мосты, в 1704 г. - использовали для постройки гавани. Наконец, в 1750 г. папа Бенедикт IV провозгласил Колизей святым местом: было принято считать, что на его арене встретило смерть множество мучеников-христиан. Так амфитеатр был спасен от окончательного уничтожения.
На пл. Колизея сохранилась великолепно декорированная триумфальная Арка Константина. Это единственная арка в Риме, которую установили в честь победы не в войне с внешним врагом, а в гражданской войне. Барельефы для украшения этой арки сняты с более ранних сооружений.

Императорские форумы
Пройдем по ул. Фори-Империали, или Императорских форумов. Эта улица проложена по приказу Муссолини параллельно северному краю Римского форума. По обеим ее сторонам (а также вдоль ответвляющейся от нее Via Alessandrina) расположены Императорские форумы.
В конце республиканского периода Римский Форум уже не отвечал требованиям общественно-политической жизни города. Расширение старого административного центра города произошло за счет последовательного создания к северу от Форума Романо нескольких новых форумов, получивших название «императорские». В период Империи эти форумы стали центром общественной жизни города, каким прежде был Римский Форум. Сейчас от форумов остались незначительные по размерам руины, так что постарайтесь дать волю воображению и представить себя в роли древнего галла или германца, жившего в убогой хижине и увидевшего здесь громадные постройки.
Слева по Via Fori Imperiali можно полюбоваться базиликой Максенция (сторона, обращенная к Форуму, находится в гораздо более разрушенном состоянии). На стене базилики 4 географические карты из разноцветного мрамора отражают историю Римской империи.
После перекрестка с Via Cavour вдоль Via Alessandrina расположены несколько форумов: Форум Мира, построенный императором Веспасианом; Форум Нервы; Форум Августа с храмом Марса-Мстителя (фрагменты храмовой постройки сохранились); Форум Траяна стал последним, но самым величественным из императорских форумов. Вход на него со стороны Форума Августа украшала триумфальная арка. В центре небольшого двора в честь императора Траяна по решению сената была установлена колонна Траяна, украшенная спиральным рельефом. Колонна сохранилась до наших дней, как и остатки Троянского рынка - огромного дугообразного сооружения с множеством ниш для торговых лавок. Рынок возвели для укрепления холма Квиринала, которому грозил обвал после частичного срытия соседнего холма.
Напротив Форума Траяна находится Форум Цезаря, Он был построен первым из императорских форумов и представляет сейчас окруженную с трех сторон арочной галереей прямоугольную площадь с храмом Венеры, прародительницей рода Юлиев.

Рим Алтаре-делла-Патриа (Алтарь Отечества)
Via Fori Imperiali заканчивается на пл. Венеция. В Риме нет главной площади, но если бы пришлось такую выбирать, то, несомненно, ею могла стать именно пл. Венеции. Здесь сходятся основные городские магистрали. Поэтому к годовщине объединения Италии именно здесь было решено возвести так называемый «Алтарь Отечества» - Мемориал Виктора-Эммануила II. Построенный в период 1885-1911 гг. монумент из белого известняка подчинил себе все пространство площади Венеции, доминируя своей громадой над остальными зданиями. Архитекторы попытались следовать классическим формам, но им не удалось гармонично вписать это сооружение в ансамбль более ранних построек. Римляне иногда называют мемориал «свадебным тортом» или «пишущей машинкой». На Алтарь Отечества с пл. Венеции ведет широкая лестница.
В центре монумента высится конный памятник Виктору-Эммануилу II (очень похож на памятник Николаю I в Санкт-Петербурге). На отливку статуи употребили старые пушки из замка Св. Ангела, что также символизировало переход папской мощи к королю. У подножия памятника на могиле Неизвестного солдата горит вечный огонь; почетный караул, вооруженный пиками, одет в форму берсальеров. С Алтаря открывается панорама Рима, и заметьте, что в каждом направлении - свой неповторимый вид.

Святой Антоний и «антонов огонь»
Антоний родился в 251 г. в Египте. После смерти богатых родителей-христиан, он раздал все богатство бедным и удалился в добровольное затворничество, в котором провел 20 лет. У Антония появились многочисленные последователи и, таким образом, зародилось египетское монашество. Во время одной из эпидемий заболевания, которое, как полагают, было рожистым воспалением, пострадавшие молили св. Антония об исцелении. Поэтому болезнь получила название «антонов огонь». Слава святого достигло Византии, Император Константин переписывался с ним. Умер Антоний в возрасте 105 лет. Образ его нашел широчайшее отражение в живописи), сх, Дали и др.)

Рим, Капитолийский холм
Это самый невысокий (40 м над уровнем Форума) и небольшой по площади, но самый значительный из семи холмов Вечного города. Холм надежно защищали отвесные скалы, массивные стены с четырьмя угловыми башнями. Подняться наверх можно было лишь со стороны Форума. Капитолий был одновременно крепостью, религиозным и административным центром.
Наверх ведут три лестницы: левая (122 ступени) круто поднимается к храму Санта-Мария-ин-Арачели; центральная, широкая и пологая, сделана по проекту Микеланджело; а справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.
Подножие центральной лестницы (Кордонаты) украшают два фонтана в виде египетских львов из черного гранита (копии). В середине подъема на озелененной площадке с левой стороны - памятник народному трибуну Кола ди Риенцо, растерзанному здесь восставшей толпой (раньше на этой площадке стояла клетка с волчицей - живым символом Рима, но в 1970-х гг. по требованию «зеленых» волчицу передали в зоопарк). Великолепная балюстрада Капитолийского холма украшена колоссальными мраморными статуями Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними. Эти статуи времен Римской Империи обнаружены в театре Помпея и установлены на вершине лестницы в 1583 г. С двух сторон от Диоскуров помещены так называемые «трофеи Мария» - статуи императора Константина и его сына Константа, а по краям установлены два античных столба, отмеряющих мили на римских дорогах.
Архитектурный ансамбль Капитолийского холма создал в XV1 в. Микеланджело. Капитолийскую площадь окружают дворцы - Палаццо Сенатори, здание с башенкой - это мэрия, ее можно посетить вс 9.00-16.00, необходим документ, удостоверяющий личность.

Палаццо Консерватори и Палаццо Нуово.
На углу Дворца Сенаторов стоит колонна с неожиданно миниатюрной Капитолийской волчицей (копия), рядом небольшой фонтанчик.
В центре площади высится конная статуя Марка Аврелия (копия). Это одна из немногих дошедших до наших дней античных бронзовых скульптур. От переплавки в Средние века ее спасло забавное заблуждение - полагали, что скульптура изображает Константина, первого римского императора, принявшего христианство. В эпоху Возрождения уцелевший бронзовый Марк Аврелий стал образцом для многих конных памятников в Риме и за его пределами, (оригинал находится в Музеях Капитолия)

Музеи Капитолия
В комплекс включены Палаццо Нуово (Капитолийский музей), экспозиция в Палаццо Консерватори и Капитолийская картинная галерея, или Пинакотека. Осмотр начинается с Палаццо Консерватори, затем по подземному переходу вы попадаете в Палаццо-Нуово. Капитолийский музей считается самым первым музеем на свете. Музеи ошеломляют количеством шедевров, кажется, что почти все экспонаты уже где-то видел. Осмотреть все совершенно невозможно - наступает насыщение.
Палаццо Консерватори: Мальчик, вынимающий занозу, или «Спинарио» (бронзовая римская копия с древнегреческого оригинала V в. до н.э.), Геркулес (позолоченная бронза, II в. до н.э.), Капитолийская волчица (VI-V вв. до н.э., младенцев Ромула и Рема восстановил ск. Поллайоло в XV), Голова медузы (Бернини, 1630) - мраморная голова женщины-монстра с полудетским лицом и весьма реалистичными змеями вместо волос. В Зеленом зале вдоль стен - бюсты римских императоров, в Желтом зале - античный мрамор, в Розовом ~ «Две играющие девушки» (очень популярный сюжет в Древней Греции). В Зале шпалер на фоне ковров по картонам Рубенса и Кампидольо стоят прекрасные бюсты Геркулеса и Тритонов.
Вход в музей Палаццо Нуово оформлен как большой дом римского патриция. Во дворе - статуя Миневры (моделью для нее послужила Афина работы Фидия, V в. до н. э), фонтан с фигурой речного бога с атрибутами бога Океана, добавленными при реставрации, конная статуя императора Марка Аврелия. В трех небольших комнатах - античная скульптура. На втором этаже в зале II - прекрасные римские мозаики (голубки и театральные маски), а в зале III - бюсты античных философов и поэтов. В зале V - «Умирающий галл» (III в. до н.э.). В зале1 («кабинете Венеры») находится один из мировых шедевров - Венера Капитолийская. Богиня изображена обнаженной перед ритуальным омовением. Иконография восходит к греческому варианту Афродиты Пудика (скромница, или стыдливая) работы Праксителя (IV в. до н.э.) в святилище в Книде.

Капитолийская галерея
В Капитолийской галерее картины размещены в 9 залах. В зале II - «Крещение Христа» Тициана. В зале IV - «Святой Себастьян» Гвидо Рени. В зале VII (Зал св. Петронилы) - очень интересное полотно Гуерчино «Убийство Петронилы» и огромное полотно «Ромул и Рем» Рубенса, на котором изображены Рея-Сильвия, волчица, близнецы и Фаустул. Последний зал IX называется «зал Чини» в честь герцога Чини, подарившего музею большую коллекцию фарфора (1880), выставленную ныне на фоне работ Ван Дейка, Беллини и Веласкеса. Работа французского художника П. Сублера - портрет кардинала Сильвио Валенти Гонзага (основателя галереи) - завершает экспозицию галереи.
Церковь Санта-Мария-ин-Арачели, построена на месте Жертвенника Небесного, сооруженного на фундаменте храма Юноны в правление Августа Октавиана, когда ему явилась Богоматерь с Младенцем. С 1250 г. церковь принадлежит ордену францисканцев. Кирпичный фасад относится к XIV в., люнеты боковых порталов украшены резьбой XVI в.
Храм разделен на три нефа двумя рядами античных колонн различного происхождения. На третьей колонне слева можно различить надпись, которая гласит, что эта колонна из дворца императора Августа. На следующей за ней колонне - фреска с изображением Мадонны. Перед ней на полу - могильная плита мастера Альдуса, построившего этот храм. О явлении Богоматери напоминает древний алтарь, расположенный под порфировой урной с мощами св. Елены, матери императора Константина. Урна помещена в небольшую ажурную часовенку перед главным алтарем. На алтарной стене с изящной мозаикой по углам - небольшие фигуры Августа и явившейся ему Богоматери. Роспись свода символически изображает победу над турками при Лепанто. Привлекает внимание великолепный мозаичный пол работы мастеров Космати. Начиная с XII в. в разоренном античном Риме мастера этого семейства набирали из кусочков разноцветного мрамора узорные полы в базиликах, создавали великолепные хоры, канделябры, саркофаги и пр. Такой вид прикладного искусства получил название «арт косматеско».

Капитолийская галерея, фрески Пинтуриккьо
В первой капелле на той же стороне сохранились замечательные фрески Пинтуриккьо (XV в.) с эпизодами из жизни св. Бернардино. В левой части картины донатор (заказчик) кладет к ногам св. Бернардино новорожденного наследника, прося святого быть ему покровителем и защитником. Последний в толпе сам Пинтуриккьо (человек со сложенными на груди руками), рядом, в красном берете, художник Перуджино.
В третьей капелле слева сияют позолотой фрески Беноццо Гоццоли (XV), посвященные св. Антонию.
В церкви справа от центрального входа установлено надгробие Донателло (XV в.). В северном трансепте помещается готическое надгробие кардинала Д'Акваспарта, выполненное Джованни Косма и украшенное фреской Пьетро Каваллини.
В главном алтаре храма - древняя византийская икона с изображением Богоматери (XIII), выполненная на доске. А слева от алтаря в сакристии хранится фигурка Арачели (Младенца Иисуса). Согласно легенде, фигурку в натуральную величину ангелы вырезали из оливы, росшей в Гефсиманском саду, В документах 1581 г. упоминается об освящении резного изображения в водах Иордана. Фигурке Младенца Христа приписывалась способность исцелять больных и такое чудо, как воскрешение мертвых. Вера в чудотворную силу Младенца Христа веками привлекала страждущих. Их поток преодолевал ступени крутой лестницы, ведущей к капелле, хранящей изображение Иисуса, где люди молились о милости. В 1994 г., несмотря на установленную сигнализацию, фигурку Младенца похитили. Поиски ни к чему не привели, и опытные мастера сделали сами новую фигурку Младенца из оливы Гефсиманского сада.
В небольшом садике у боковых дверей лежит глыба розового гранита. Это остатки памятника чернорубашечникам Муссолини, погибшим во время марша 1922 г, на Рим. В октябре 1926 г. он был здесь установлен и украшен памятной надписью, кованными декоративными орнаментами с фашинами (связками прутьев) и секирами - знаком итальянских фашистов. После падения режима Муссолини разъяренная толпа сорвала все украшения с монумента и опрокинула громадный камень, чтобы не было видно надписи - посвящения фашистам.

Римский Форум
Со смотровой площадки на Капитолийском холме открывается великолепный вид на Римский Форум. Дворец Сенаторов построен на фундаменте почти полностью разрушенного общеримского государственного архива Табулария, замыкавшего с западной стороны ансамбль Форума.
Место для Форума было выбрано не случайно - именно здесь было заключено перемирие между римлянами и сабинами, и стой поры, долину объявили «местом для торговли и общих встреч». На Форуме проходили народные собрания, заседания сената и выборы магистратов, а также религиозные обряды и судебные разбирательства.
С запада на восток через весь Форум проходит самая известная улица Древнего Рима – «Священная дорога», место триумфальных шествий Республики и Империи. Триумфальная процессия отправлялась с Марсова поля и, приветствуемая народом, продвигалась через весь город к Форуму, где останавливалась у Капитолия. Шествие возглавляли сенаторы и магистраты, за ними несли военные трофеи, и следовала колесница, на которой находился сам триумфатор в пурпурной одежде, со скипетром из слоновой кости и лавровым венком на голове. За колесницей шли воины, участвовавшие в сражении, а за ними захваченные пленники.
Заканчивается «Священная дорога» у храма Сатурна, построенного в 500 г. до н.э. и реконструированного в 42 г. до н.э., ~ от него сохранились колонны портика. В нем хранили документы и военные трофеи, здесь же проводили ежегодные декабрьские Сатурналии - праздники в честь бога Сатурна, в правление которого для людей наступил «золотой век». Во время сатурналий исчезала разница между господином и рабом, все пировали вместе, причем господа прислуживали рабам. Люди обменивались подарками - свечами и глиняными фигурками. Традиция таких празднеств сохранялась на протяжении всей античной эпохи.
Впереди справа видна колонна Фоки, за ней - ростры и храм Веспасиана, от которого остались лишь три коринфские колонны. Рядом с ними стоит громадная арка Септимия Севера. Она сооружена в 203 г. в честь императора Септимия Севера и двух его сыновей - Каракаллы и Геты, успешно воевавших с арабами и ассирийцами. Арка была пяти-пролетной и сплошь покрыта рельефами. Круглая плита рядом с аркой обозначает центр города

Марметинская тюрьма
Над двухэтажной Марметинской тюрьмой в конце Средневековья в 1598 г. была построена церковь (церковь с двухскатной крышей), освященная в честь Иосифа-покровителя плотников. По преданию, в этом здании томились в заключении святые Петр и Павел. Бьющий в нижней камере родник якобы вызвал сам апостол Петр, чтобы крестить его водой тюремщиков: церковь чаще называют св. Петра. Рядом церковь Санти-Лука-э-Мартин (с барочным куполом, раннее Средневековье, перестроена в XVII в.).
За аркой Септимия Севера находится большое здание Курии, место заседаний сената. Построенная по приказу Туллия Остилия, она демонстрирует элементы своего античного убранства благодаря Муссолини: в Средние века ее переделали в церковь св. Адриана, а диктатор распорядился вернуть сооружению его прежний вид. Здесь же находится Траянский парапет, когда-то украшавший Ростровую трибуну. На нем изображены сцены походов Траяна и животные, используемые для жертвоприношений.
Перед Курией находится Комиций ~ место заседаний представителей народа для избрания судей. За ним надгробный черный камень Лапис Нигер отмечает, вероятно, захоронение Ромула. На камне сохранилась самая древняя надпись, обнаруженная в Риме, - она сделана в V1 в. до н.э. Рядом находился Золотой столб, от которого велся отсчет расстояний до важнейших поселений империи и столиц римских провинций, а также пуп города, помечавший центр города и мира, то есть подвластных Риму земель.
Справа от Курии - базилика Эмилия (развалины). Неподалеку видны (в центре Форума) остатки храма Цезаря, который построили на месте сожжения тела Юлия Цезаря.
На правой стороне улицы на ступенчатом стилобате - базилика Юлия. Ее строительство так же, как и Курии, началось при Цезаре, а завершилось при Августе. Здесь заседал суд; во время слушания народ заполнял все здание, а поджидавшие своих господ рабы предавались азартным играм на ступенях базилики, где и сегодня можно разглядеть остатки разметки на квадраты для игры. Рядом к склону Палатинского холма примыкает самая древняя христианская церковь Сан - та-Мария-Антика (VI в.), под которую переделали принадлежавшее императору здание.
Три высокие тонкие мраморные колонны отмечают развалины храма Кастора и Поллукса. Братья Кастор и Поллукс звались также Диоскуры («сыновья Зевса»). Кастор славился как укротитель коней, а Поллукс как кулачный боец. По преданию, братья помогли римлянам одержать победу в бою с объединившимися против них латинянами и тарквиниями у озера Регил. У братьев была сестра Елена - та самая, из-за которой началась Троянская война. В I в. н.э. храм был превращен в вестибюль огромного дворца императора Калигулы. Желая быть обожествленным при жизни, безумный правитель часто стоял между статуями «божественных сыновей», принимая почести от посетителей.

Дом весталок
Напротив, через дорогу - храм Антонина и Фаустины. Император Антонин Пий в 141 г. н.э. построил храм в честь своей обожаемой жены, и после смерти Антония Пия храм получил двойное имя. В средние века его перестроили в церковь Сан-Лоренцо, в память христианского мученика, сожженного на этом месте.
Храм-ротонда Ромула посвящен сыну императора Максенция. За ротондой высится грандиозная базилика Максенция, которую достроил победивший Максенция Константин. Археологи обнаружили остатки его огромной статуи, некогда установленной в базилике (высота головы достигала 2,6 м; находится в Музее Капитолия).
В юго-восточной части Форума располагался Священный участок Весты, на котором находились храм Весты и Дом весталок. Сейчас можно увидеть небольшой фрагмент изящного здания храма, несколько статуй на пьедесталах, увитые дикой розой развалины Дома весталок, и остатки портика, окружавшего двор. Царь Нума Помпилий велел построить круглое святилище, в котором жрицы постоянно поддерживали огонь, - храм символизировал мироздание. Для посвящения в жриц богини Весты отбирались девочки 6-10 лет благородного происхождения. Жрицы исполняли свои обязанности в течение 30 лет, храня обет целомудрия. Не устоявших перед соблазном светской жизни ожидала страшная смерть - их заживо закапывали в землю. Весталки пользовались в римском обществе огромным почетом и привилегиями. Так, если осужденные преступники, идя к месту наказания, случайно встречали весталку, то они подлежали освобождению. Существование весталок было одним из залогов вечности Рима.
Слева от Via Sacra - церковь Санта-Франческа-Романо, с характерной романской колокольней). В церкви есть плита, на которой, по легенде, сохранился оттиск коленей святых Петра и Павла, а за ней руины храма Венеры и Рома, план которого, предположительно, сделал сам император Адриан. В конце дороги стоит однопролетная арка Тита. Тит отметил триумфом подавление восстания иудеев в 66~70 гг. н.э. Остальные живописные руины форума - остатки сооружений республиканского и имперского периодов.

Палатинский холм
Сюда можно пройти от арки Тита. Главным входом считается вход с Via di San Gregoria VII, но интереснее осматривать холм, на котором зародился великий город, поднявшись на него со стороны арки Тита.
У людей, гуляющих по Форуму, рано или поздно возникает желание взобраться на Палатин. Рационально объяснить тягу к вершине сложно, поскольку к Форуму выходит не самый интересный склон самого маленького в Риме холма: лестницы, руины, невысокие деревья. Единственное, что привлекает взгляд, - графичные, почти восточные силуэты зонтичных сосен (пиний). Разум активно протестует против того, чтобы тратить время, силы и деньги на осмотр не самых привлекательных римских развалин, но есть вещи сильнее разума.
Дорожка от арки Тита приведет к лестнице), е, что осталось от виллы Фарнезе), которая двумя независимыми маршами мимо фонтана-водопада и маленьких апельсиновых деревьев, высаженных в кадках, выводит на терассу, С терассы открывается вид на Форум. На ней установлены вольеры с птицами. Сразу отсюда начинаются сады Фарнезе - один из первых (XVI) в Европе ботанических садов. Только войдя в сад, наконец-то понимаешь природу того животного магнетизма, поддавшись которому, предпринял утомительный подъем. Без сомнения, столь изысканная красота может непредодолимо манить, проникая даже сквозь камень. Апельсиновая роща, регулярный парк с боскетами из подстриженного кустарника, розовые аллеи, маленькие прудики с водяными лилиями делают сады Фарнезе лучшим местом отдыха в Риме.

Римский Форум. Криптопортик
Держась правой стороны и следуя указателям, минуем сады и через их ворота выйдем к Каза-ди-Ромоло.
Фрагменты этой античной постройки, вскрытые раскопками 1940-х гг., датируются IX в. до н.э., что косвенно подтверждает легенду о Ромуле и Реме. Ниже по склону холма сохранились фрагменты Темпио~ ди-Кибелле. В нем поклонялись богине плодородия (Великой Матери) и отправляли соответствующие ритуалы. Спустившись еще ниже, можно осмотреть остатки напольных мозаик и стенной росписи на развалинах Домус-Тибериана, (Дома отца Тиберия), Вернувшись к Дому Ромула и повернув направо, попадем к Каза-ди-Ливиа (Дом Ливии). Одна из наиболее полно сохранившихся на Палатине античных построек принадлежала жене Августа Ливии. Стены дома украшают фрески, а внутренний двор ~ мозаики. Напротив Дома Ливии расположен Каза-д'Аугусто (Дом Августа), на территории которого идут археологические раскопки. С противоположной стороны Дома Ливии находится вход в Криптопортик - длинную подземную галерею, построенную императором Калигулой. В ней он был убит тибуном преторианской гвардии. При Нероне стены и потолок украсили барельефы, которые сейчас заменены копиями. Доступ в криптопортик закрыт, но осмотреть интерьер можно через специальные окна и вентиляционные проемы. К востоку от Криптопортика начинается территория Домус-Флавиа (Дворец Флавиев). От некогда огромного сооружения сохранились лишь ленточные фундаменты и незначительные фрагменты. Кирпичное сооружение в форме эллипса, преврашенное в подобие клумбы - остатки фонтана, который когда-то был виден из триклиниума дворца. Восьмиугольник из плит, расположенный к северу от него - основание другого фонтана. Далее к востоку стоит белое трехэтажное здание. Это палатинский музей, За музеем, возможно, самая грандиозная (не считая Колизея) античная постройка Рима - Домус-Аугуста (Дворец Августов). Глядя на этот архитектурный комплекс, террасами спускающийся с холма к Большому цирку проникаешься настоящим уважением не только к рабам, сложившим здание по кирпичиками, инженерам, спроектировавшим комплекс, но и к заказчикам, столь тонко чувствовавшим вкус к жизни. Во дворец очень органично включен полноразмерный стадион, миновав который, можно спуститься ко входу с Via di San Gregoria VII, и, обойдя холм со стороны Большого цирка, еще раз посмотреть на Дворец Августо.

Циркус Максимус
Большой цирк протянулся вдоль юго-западного склона Палатина. Если верить преданию, этот огромны и амфитеатр был сооружен еще во времена царей на месте похищения сабинянок. Плоская долина между двумя параллельными склонами Палатина и Авентина изначально оказалась идеальной естественной ареной длиной свыше 600 и шириной почти 90 м с готовыми трибунами для 200 тысяч зрителей; при Цезаре трибуны «одели» камнем. Площадку этого гигантского ипподрома разделяла продольная стена, которую обегали соревновавшиеся колесницы. Украшавшие стену египетские обелиски возвышаются теперь на площадях Рима, а от самого цирка сохранились лишь руины небольшого участка трибун в юго-восточном углу арены,
Пройдя вдоль Большого цирка до пересечения с ул. Авентино, можно воспользоваться расположенной там станцией метро «Чирко-Массимо» и отправиться отдыхать. Но тем, кто сохранил еще силы и готов продолжить путешествие, порекомендуем воспользоваться одним из двух вариантов (либо обоими).
Во-первых, посетить расположенные к юго-западу от Большого цирка грандиозные руины терм Каракаллы, которые дают представление о размерах и устройстве подобных сооружений, в меньшей степени - об их богатом декоре, от которого сохранились лишь небольшие фрагменты скульптуры и мозаик. Термы занимали в жизни каждого римлянина немаловажное место - говорили, что свой досуг римский житель делит между цирком и термами. Их посещали не только затем, чтобы принять ванну, поплавать в бассейне и поупражняться в гимнастическом зале; общественные бани служили также местом встреч и общения с друзьями. Осмотрев термы Каракаллы, можно вернуться той же дорогой к станции метро «Чирко-Массимо».
Другой вариант ~ пройти по ул. Сан-Грегорио к Колизею (или проехать на одну остановку на метро) и посмотреть в его окрестностях две церкви.
Церковь Сан-Клементе (ул. Сан-Джованни-ин-Латерано, боковой вход с улицы или 10 мин, пешком от Колизея) один из наиболее интересных, хорошо сохранившихся и, образно говоря, «многослойных» храмов Рима. Церковь эта титульная, т.е. построенная на месте дома, принадлежавшего св. Клименту (третий после св. Петра папа римский). В первые века христианства богатые римляне предоставляли свои жилища под молитвенные дома, и позже церкви, построенные на месте поименованных домов, стали именоваться титульными.

Церковь Сан-Клементе
В апсиде церкви - грандиозная мозаика «Триумф Святого Креста» (XII в.), одна из хорошо сохранившихся мозаик в Риме. Животворящий Крест украшают 12 голубей (по числу апостолов), по бокам от него стоят Богоматерь и апостол Иоанн. От основания креста расходится на две ветви виноградная лоза, символизируя спасение всего живого. Лоза свивается в идущие по золотому фону многочисленные спирали, внутри которых изображены фигуры и атрибуты святых. В чистых водах (символ чистоты веры) утоляют жажду олени, павлины и овцы. На триумфальной арке перед алтарем в центре изображен Христос, над которым Бог держит корону - символ победы над страданиями. По обе стороны от Христа расположены символы евангелистов (лев, ангел, орел и телец). С правой стороны - св. Петр (изображение рыб под его ногами напоминает, что он был рыбаком) и св. Климент. Слева - св. Павел рядом со св. Лоренцо, у ног которого помещен символ его мученичества - решетка. Еще ниже слева - пророк Исайя, справа - пророк Иеремия.
Не меньший интерес представляет крипта церкви: она двухуровневая (вход около сувенирного киоска) - ее нужно обязательно посетить.
Первый уровень: раннехристианская церковь (IV в.), в ней покоится прах св. Кирилла, составителя славянской азбуки. Кирилл умер в Риме в 869 г, и был торжественно похоронен в Ватикане. Позже, по просьбе Мефодия, останки Кирилла были перенесены сюда. В XI в. при вторжении в Рим норманнов городские кварталы от Колизея до Латеранской базилики были разрушены.
Позднее при реконструкции церкви ее нижняя часть была засыпана и обнаружена лишь во время раскопок XIX в. Теперь в капелле святых Кирилла и Мефодия установлены памятные доски - знаки признательности славянских народов, среди которых есть бронзовая памятная доска от русского народа (ск. Клыков}. Сохранились интересные фрески (IХ-ХI) - своеобразные иллюстрации к эпизодам из жизни св. Климента. Воины, посланные арестовать святого, ослепли и вместо него взялись тащить колонну, а тогдашний префект Рима понукает их, говоря: «Тащите, сукины дети!» (единственный пример ругательства на церковных фресках). Вот Климента, привязанного к якорю, бросают в воды Черного моря, и на месте его смерти на дне моря чудесным образом возникает грот. На следующей фреске мы видим, как воды моря расступаются, позволяя пилигримам подойти к могиле святого. Тут же чудо спасения сына вдовы, потерявшей ребенка на дне морском и нашедшей его живым год спустя.
Второй уровень: в ходе раскопок оказалось, что под раннехристианской церковью есть еще более ранняя постройка (11— 111) - храм Митры. Остатки этого храма видны за решеткой, справа на мраморном алтаре изображен Митра, приносящий в жертву Солнцу тельца, которого кусает собака, а собаку - змея. В соседних комнатах сохранились рельефные украшения на потолке и каменные скамьи у стен. В церкви есть также небольшая зона катакомб V-V1вв. Проходя по выложенному древними тонкими кирпичиками полу, вы издали слышите шум воды. Идя на этот звук, вы обнаруживаете внизу под решеткой текущий по древнему руслу подземный поток, впадающий в оставшуюся древнеримскую клоаку Массима

Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, или св. Петра в оковах, основана в V в., позже неоднократно реконструирована) находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея по достаточно длинной лестнице. В церкви хранятся цепи, в которые апостол был закован в Палестине, чудесным образом слившиеся с теми, в которые его заковали в Риме. Но своей известностью церковь в наибольшей степени обязана шедевру Микеланджело ~ статуе Моисея, установленной на незаконченном надгробии папы Юлия II.
Часто вызывают вопросы небольшие рожки, которые выглядывают из-под волос Моисея. Возможно, причиной этому стал перевод Священного писания. В тексте говорилось, что когда Моисей нес скрижали, «лучи исходили от его головы». По-древнееврейски слова «лучи» и «рога» пишутся одинаково. Поэтому Моисея и стали изображать с рожками, почитая за символ божественной мудрости.
Фигуры Лии и Рахили, начатые самим Микеланджело, закончил его ученик Рафаэлло Канталуппо. Остальные фигуры также выполнены учениками.

Моисей в роли Галатеи
Папа Юлий II решил, что создать себе мавзолей он должен сом и разместить его надо под куполом перестраиваемого тогда собора Св. Петра над могилой апостола. Но папа умер прежде, чем исполнитель заказа Микеланджело завершил его, и осталось лишь несколько фигур, сделанных для монументального памятника. Главная из них - пророк Моисей, изображенный в тот момент, когда, получив от Бога скрижали с заповедями, он спустился с горы Синай и увидел, что в его отсутствие соплеменники стали поклоняться золотому тельцу. Микеланджело создал чрезвычайно выразительную фигуру пророка, охваченного трудно скрываемым гневом - руки со взбухшими, словно пульсирующими венами напряжены, но пока Моисей еще в недоумении и не готов разбить скрижали.
Статуя пророка получилась настолько «живой», что сам мастер забыл, что перед ним каменная фигура, произведение его собственных рук. Однажды, забывшись, мастер, словно зачарованный, стал говорить с Моисеем. Не получая ответа, он вскричал: «Почему ты молчишь?» — и в сердцах ударил изваяние по колену. На правом колене Моисея есть вмятина, которую вполне можно принять за след от удара молотка.

Карта Рима. Нажать для увеличения