Брюссель

Брюссель, информция, достопримечательности, фото, гербДостопримечательности Брюсселя

Столица Бельгии Брюссель с почти миллионным населением – это своего рода страна в миниатюре. Название города можно перевести со старофламандского как «лебединое гнездо». Есть, впрочем, и более прозаическая версия его происхождения: от фламандского «брукселла» – «село на болоте».Город находится практически на границе Валлонии и Фландрии. Здесь заметно преобладает французский язык, хотя вывески в городе пишутся на фламандском и французском, которые равно используются в общении.


Пожалуй, главной достопримечательностью Брюсселя является Гранд-Плас (Grand-Place), одна из красивейших в мире площадей, называемая величавым сердцем старого города. Здесь еще в XIII в. работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и устраивались турниры, а также вершились суды. В 1568 г. знаменитый герцог Альба приказал отрубить голову графам Эгмонту и Горну. После бомбардировки и опустошительных разрушений, учиненных французами в 1695 г. при осаде Брюсселя, здания цехов и гильдий вокруг этой обширной (110х70 м) площади были восстановлены по продуманному плану и стали еще наряднее. Каждое из них имеет неповторимый облик: причудливая резьба, бесчисленные колонки, гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами.

Трудно представить Брюссель без этой площади со средневековым ансамблем окружающих ее зданий. Вид нарядных фасадов старинных зданий с большим количеством статуй, стрельчатых окон, устремленных в небо остроконечных башен, узорчатых карнизов, длинных коридоров, дверей с замысловатой резьбой настолько необычен, что путешественнику трудно сразу сосредоточиться на чем-то одном: пышное сочетание готики и барокко сразу очаровывает своей величавой красотой.
На Гранд-Плас, высятся старинные здания и среди них знаменитая городская ратуша с 96-метровой башней, которая была построена в XIII в. по проекту Яна ван Рёйсбрука. Скульптуры на фасаде, относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. Знаменита она еще и тем, что ее центральный вход несколько смещен, так как из-за ошибки архитектора он расположен не на оси башни.

На Гранд-Плас расположилось точно сотканное из тончайших каменных кружев здание, покоящееся на десяти колоннах. Это готическое строение возникло из другого здания, находившегося здесь еще в ХШ веке и известного в исторических хрониках под названием «Хлебный дом». В XV веке «Дом короля» подвергся большой реконструкции, а в XVI веке королем Карлом V вновь был переделан, причем весьма значительно. Некоторое время в этом дворце жили правители Брабанта, и потому его называли «Домом герцогов». Позднее дворец переименовали в «Дом короля», хотя ни один король в нем никогда не жил.

Сегодня в «Доме короля» находится Городской музей, посвященный истории Брюсселя. В нем представлена экспозиция развития города со времени его основания. Посетители получают полное представление о том, как развивалась столица Бельгии рассматривая множество моделей, планов и карт. Со стен свисают знамена ремесленных корпораций, под стеклом витрин выставлены редкие документы, принадлежавшие виднейшим людям страны, создававшим ее историю и строившим город.

С недавних пор два раза в год Гранд-Плас превращается в ковер из бегоний, хотя ранее в Брюсселе не выкладывали цветочных ковров, наоборот на центральной площади сжигали еретиков или рубили головы бунтовщикам. Традиция выкладывать площадь цветами прижилась благодаря бельгийцу Стаутемансу, который решил сделать рекламу тропическим растениям привезенным из-за рубежа. В 1950-х годах он создал цветочные ковры в нескольких маленьких городах Фландрии и во французском городе Лилле, В 1971 году он покорил брюссельскую Гранд-Плас, и с тех пор 700 000 корней бегонии с плантаций под Гентом привозятся в Брюссель и за несколько часов выкладываются поверх брусчатки прямоугольником 77x24 метра. Такой ковер украшает главную площадь бельгийской столицы в течение трех дней, так как в бегонии много воды, и она без труда может продержаться этот срок. Есть еще одно мнение на этот счет, о том что сегодняшние «цветочные ковры» берут свое начало от того ковра, который разостлали верноподданные горожане испанскому королю Карлу V– уроженцу Фландрии.

В наши дни в городе ежегодно с большой пышностью проходит праздничное шествие «Омеганг», воспроизведение блестящей церемонии торжественной встречи Карла V в 1549 г. Много часов продолжается торжество, в котором участвуют сотни людей и лошадей. При проведении празднества сохранены все атрибуты той эпохи, а многие знатные фамилии Фландрии и Брабанта представлены потомками, которые из поколения в поколение передают свои исторические традиции. Их дети начинают «придворными пажами», а потом вырастают в «баронов» и «герцогов». В Брюсселе вам покажут мостовые, по которым ходил Карл V; алтари, у которых он преклонял колени, и таверны, в которых он якобы любил повеселиться.

Недалеко от Гранд-Плас, расположился барельеф лежащей святой. В старину матери, которые из-за бедности не могли сами вырастить своих детей, клали новорожденных младенцев в специальный ящик, устроенный под свечой. Через отверстие с другой стороны детей забирали монашки. Медная рука святой натерта до ослепительного блеска, так как ее гладят все, кто хочет исцелиться от какой-нибудь болезни.

Особое положение приобрел в жизни Брюсселя, да и всей Бельгии, знаменитый «Маннекен-пис», которого бельгийцы любовно называют «старейшим гражданином столицы». «Писающий мальчик это небольшой фонтан, огороженный решеткой. На каменном возвышении в соответствующей позе стоит 2–3-летннЙ бронзовый мальчик в натуральную величину. Существует множество гипотез о его происхождении. Одна из них, например, повествует о шалуне, который был застигнут врасплох феей, когда писал на крыльце ее дома. В наказание разгневанная фея превратила его в камень.

Есть иное предание, которое рассказывает, что фигура «Писающего мальчика» изображает маленького сына герцога Готфрида Брабантского и была изваяна в 1619 году знаменитым бельгийским скульптором Ж. Дюкесноем. А сюжет статуи родился благодаря следующему эпизоду: вовремя борьбы герцога с восставшими вассалами удача отвернулась от правителя, и победа стала склоняться на сторону противника. В критический момент сражения солдаты вдруг услышали крики слуги, что в люльке сына герцога, который сопровождал отца в походе, приключилась обыкновенная детская беда.

С громким смехом солдаты стали повторять: «Маннекен пис! Маннекен пис!», и это событие воодушевило упавшее было духом войско: солдаты бросились в атаку и выиграли сражение. В память об этом событии герцоги Брабантские и построили знаменитый фонтан. Согласно еще одной, не менее оригинальной гипотезе сообразительный мальчуган пустил струю на разгорающееся пламя спася тем самым множество людей от пожара.

Нынешняя скульптура «Маннекен пис» высотой 61 сантиметр была изготовлена в XIX веке, но установлена она на месте древних изваяний, которые стояли тут издавна. «Писающий мальчик» пользуется всеобщей любовью, и по большим праздникам его одевают в нарядные костюмы. Ему преподносят в подарок национальные одежды, всевозможные костюмы и мундиры, и это уже давно стало традицией. По преданию, первый костюм «Писаюшему мальчику» прислал в 1698 году курфюрст Баварский, а через 50 лет французский король Людовик XV подарил ему наряд из золотой парчи.

В Городском музее можно увидеть более 100 копий «Маннекен пис», одетых в самые разнообразные костюмы. Тут и одежда французских революционеров, мундир придворного времен Наполеона Бонапарта, перья индейского вождя, форма американского полицейского. Есть среди них и русская национальная одежда. В залах музея хранятся и поднесенные «Маннекен пис» подарки, а также посвященная ему литература: об истории «Маннекен пис» писали многие бельгийские ученые и даже психологи. «Писающий мальчик», который знаменит гораздо больше, чем любой другой памятник, награжден и многими орденами.

В частности, высшим бельгийским орденом, который был дан ему «за гордое и пренебрежительное отношение к врагу, выразившееся в его независимой позе». Принято, чтобы главы иностранных делегаций и представители международных организаций привозили милому проказнику национальный костюм своей страны или военную форму. В самом деле, побывать в Брюсселе и не нанести визит писающему малышу считается неприличным. В последние годы у малыша появилась сестричка, Яннекен Пис (Janneken Pis), занятая тем же ритуалом на соседней Impasse de la Fidelite.

Среди старинных зданий, расположившихся на Гранд-Плас, внимание туристов неизменно привлекает «Дом портных и Виктора Гюго»: в этом доме французский писатель жил после того, как его изгнал из Франции Наполеон III. По существу это даже не один дом, а целый комплекс домов: в среднем из них, наверху которого стоит бронзовая женщина, протянувшая руку к площади, и жил великий француз.

Любого посетителя бельгийской столицы непременно заинтересует своеобразный памятник материальным ценностям – Брюссельская биржа. В XIX в. она стала настоящим центром экономической жизни города. Храм денег, построенный в стиле эклектики, украшенный колонным залом и массивным куполом, высеченными из камня аллегорическими изображениями торговли, ремесел и мореплавания, являет собой эффектный контрапункт барочной стилистике площади. Рядом с ней высится церковь св. Николая (St-Nicolas/Sint-Niklaaskerk) – свидетельство богатства и вкуса брюссельских купцов на рубеже XI-XII вв.

За Рыночной площадью, в квартале Святого островка вас ждет масса кулинарных изысканностей. Благодаря бесчисленным и, надо признать, ресторанам, сосредоточенным здесь, эта часть города получила прозвище «Чрево Брюсселя». А в Галереях св. Юбера первой в Европе крытой торговой улице, открытой в 1846 г., расположены элегантные магазины и кафе.

Верхний город, лежащий к западу от старого центра, выдержан в стиле эпохи короля Леопольда II (1865-1909). Здесь доминируют классицизм и историзм, два главных пристрастия коронованного строителя. На западном склоне Верхнего города высится мощный фасад кафедрального собора, перестроенный в стиле брабантской готики– собора св. Михаила (Cathedrals St-Michel/Sint-Michieliskathedraal). Две 69-метровые башни собора остались недостроенными. Интерьеры кафедрала и его центральный неф украшают фигуры апостолов в натуральную величину, а также типично барочная кафедра (1669-1702, Х.Ф.Вербрюген). В числе немногих сохранившихся окон (XVI в.), пропускающих скудный свет в поперечный неф и на хоры, особенно впечатляют витражи художника Барента ван Орлея.

Акт принятия Конституции Бельгии 1830/31 гг. прославляет колонна Конгресса по проекту Ж. Пуларта на площади Пляс-дю-Конгре увенчаная статуей первого короля бельгийцев Леопольда I. Королевский дворец высится в южной части парка Брюсселя), крупнейшего зеленого массива города, где некогда герцоги брюссельские устраивали свои охоты. В резиденции бельгийских королей выставлены богатые коллекции стекла, фарфора и серебра.

На Королевской площади спроектированной французским архитектором Гюймаром в стиле классицизма, высится конная статуя Готфрида Буйонского, предводителя Первого крестового похода. Напротив изящной королевской дворцовой церкви св. Иакова Кауденберга находится вход в крупнейшее художественное собрание страны - Музей изящных искусств.

Произведения крупнейших художников страны, начиная от Ван дёр Вейдена и Рубенса до Брейгеля, Маргитты и Энсоро хранятся в обоих музейных зданиях.

В число различных музеев обширного комплекса входит и Королевская библиотека Альберта I. В ней насчитывается свыше 1 млн. томов книг и хранится бесценное собрание рукописей Филиппа Доброго Бургундского. Из Верхнего города можно полюбоваться живописным видом старого Брюсселя. Дворец юстиции, который брюссельцы запросто величают «мамонтом», – крупнейшее монументальное здание XIX в. Дворец был возведен в 1866-1883 гг. по проекту архитектора Пуларта и занимает площадь 26 000 м2. Отсюда можно спуститься вниз, к площади Петит Саблон, где в оправе кованых чугунных решеток раскинулся небольшой парк.

На готических столбиках на равном расстоянии друг от друга установлены 48 бронзовых статуй, изображающих ремесленников, таких, как кровельщики кирпичных и соломенных крыш, токари-деревообделочники, золотых дел мастера и удильщики трески.
На противоположной стороне высится славящаяся своим собранием предметов старины церковь Богоматери Саблона основанная в 1304 г. В ней, в одной из барочных капелл на хорах, погребены члены знатного рода Тур-и-Тасси.

Если путешественники немного устали и не прочь подкрепиться их ждет площадь Гранд Саблон, с ее бесчисленными кафе и ресторанчиками.

Брюссель славится Музеем картофеля. Гости бельгийской столицы с интересом узнают, как этот корнеплод был доставлен в Европу и сначала был наречен «плодом дьявола». В Музее можно прослушать и мало известную музыкальную пьесу И.С. Баха, написанную великим композитором в честь картофеля.

Брюссель - это не только помпезный стиль столицы. Это еще и Лес Марольес, традиционно запущенный Нижний город к юго-западу от Дворца юстиции. Прогуливаясь по кварталу, изрезанному лабиринтом тесных улочек и крутых лестниц, мимо всевозможных лавок, можно услышать «брюсселлаз», городской диалект, возникший из смеси разных языков.

В северной части Брюсселя, в лесопарке площадью 160 га, расположен район Лакен, где в XVIII в. был построен дворец с замечательной Королевской теплицей. Он открывается в конце апреля начале мая.

Атомный век символизирует Атомиум – увеличенная в 160 млрд. раз модель атома железа высотой 102 м. В парке отдыха «Врю-парк» расположились: ярмарка, макет «Мини-Европа» с моделями знаменитых зданий, бассейн со всевозможными водными забавами и кинополис –огромный кинотеатр.

На востоке Брюсселя расположен парк с выставочными залами и даже триумфальной аркой.

В бельгийской столице есть места, связанные и с Россией. В 1929 году Н.М. Котяревский – личный секретарь барона П.Н. Врангеля, живший тогда в Брюсселе, решил начать строительство храма во имя Иова многострадального. А, кроме того, храм возводился, чтобы не забылась память о царственных мучениках и всех верных «белому делу».

Художественная комиссия, в которую входили И.Я. Билибин, Н.П. Краснов и другие выдающиеся деятели русской культуры, из 60 древнерусских памятников выбрала в качестве прообраза нового храма придел церкви в Остроге.

Как гласит старинное предание, эту церковь во второй половине XVI века выстроил царь Иван Грозный во имя преображения Господня: три шатра церкви были богато украшены восходящими кверху ярусами кокошников.

В январе 1936 года состоялась торжественная закладка русской церкви в Брюсселе. Вскоре строительные работы прервала Вторая мировая война, и освящение храма состоялось только в 1950 году. Рядом с храмом была выстроена шатровая колокольня с колоколами «малинового звона». Во внутреннем убранстве церкви прежде всего привлекают внимание памятные доски, которые содержат имена 144 архиереев (претерпевших мученичество) и имена вождей «белого движения»; указаны на них также названия подков, кадетских корпусов и т.д. – всех тех, кто «помнит и чтит светлое прошлое родной земли».

По свидетельствам в храме хранятся уникальные реликвии, принадлежавшие членам царской семьи: крест и найденные в Коптяковеком лесу иконки и кольцо, Библия цесаревича Алексея, образ Святого Иоанна Крестителя, находившийся в Ипатьевском доме, а также погон государя-императора и его полушубок.

В окрестностях Брюсселя весьма интересен замок Тервюрен (Tervuren), построенный Леопольдом II в гуще буковых лесов. Сегодня в нем размещается Королевский музей Конго (Kolo-nialmuseum).

Невозможно обойти вниманием, еще одну достопримечательность окрестностей бельгийской столицы. Во всемирноизвестном памятнике бельгийской литературы романе «Легенда о Тиле Уленшпигеле» есть такие строки: «Три дня спустя вошел он в богатое село Уюте, под Брюсселем. Возле гостиницы «Охотничий Рог» его остановил дивный запах жаркого». Сегодня Уюте один из пригородов Брюсселя, и здесь к одному из старинных каменных зданий, немало повидавшему на своем веку, примыкает средневекового вида постройка из красного кирпича. В ней и размешается небольшой ресторанчик «Охотничий Рог» – тот самый, где Тиль Уленшпигель накормил нищих слепцов за счет уютского священника



Еще о Брюсселе: 
Брюссель подарил миру арт нуво, арт деко, картофель фри, Тинтина и Жан-Клода Ван-Дамма. Это город, где арабский, турецкий, испанский, португальский и английский услышишь скорее, чем родные для этого города французский и голландский, благодаря наплыву иммигрантов. И независимо от того, предпочитаете вы вкус парижского круассана, кускуса казбаха или фламандского супа, эта столица сможет удовлетворить все ваши запросы.

Непретенциозное соединение величественных зданий и современных небоскребов, Брюссель - скромная, уверенная в себе столица, имеющая, по мнению многих приезжающих сюда, свою собственную атмосферу. Это двойная столица (в том числе и Европейского Союза), поэтому город забит до предела бюрократами и еврократами, которые вносят в его атмосферу элемент шумной деловитости, не приукрашенной никакими удовольствиями.
В Брюсселе не очень любят приезжих, но так уж исторически сложилось. Эту территорию в разное время неоднократно захватывали, а само государство Бельгия было создано в 1830 году в качестве буферной зоны между постоянно конфликтующими странами - Германией, Нидерландами и Францией. Часть южных Нидерландов или Фландии объединились с частью северной Франции, а Брюссель стал столицей новой нации.

Но две языковые группы не всегда легко сосуществовали - франкоговорящие или франкофоны, доминировали в политической и социальной жизни на протяжении всей истории страны, а фламандцы, бельгийцы, говорящие на фламандском, всегда были недовольны. Брюссель всегда был двуязычным городом; каждая улица здесь имеет как французское, так и голландское название.

Отношения между разными языковыми сообществами строятся в этом городе по принципу: «сам живи и дай жить другим». Такой подход свободы действий можно проследить и в бельгийских законах: в Европе только Голландия и Скандинавия более прогрессивны политически во всем, что касается прав женщин и голубых.

Брюссель состоит из 19 районов, или коммун, каждый из которых имеет свои отличительные черты. Шикарный центральный район Уккле, растянутый Шебик (облюбованный многими турецкими иммигрантами), богемный Иксель и супермодный Вотермэль-Босфор. Очарование и разнообразие этого города проявляется во всем: булыжные мостовые центра города вернут вас в Средневековье, но в то же время город окружит вас архитектурой арт нуво и арт деко (город был родоначальником обеих художественных школ), и подарит вам приятную прогулку по здешним паркам.

Город раскинулся вокруг пятиугольника бульваров, известного под названием Петит Ринг. В центре его находится Гранд Плас, с окружающими ее домами является одной из самых значительных достопримечательностей Брюсселя. Декоративная архитектура домов, где раньше располагались гильдии мясников, портных и других торговцев и ремесленников, очень интересна. На площади можно посидеть в кафе, купить цветов у уличного торговца или покормить голубей. В зимние месяцы года в центре площади заливают каток. Здесь же на площади находится Музей Города Брюсселя, чья коллекция включает в себя образцы живописи, искусства гобелена, исторические карты и гардероб знаменитой статуи Брюсселя - Писающего мальчика. Почти все городские гостиницы находятся в двадцати минутах ходьбы от нее, до большинства из них можно добраться на трамвае, автобусе и метро.

Вокруг Гранд Пласа расположено множество музеев, шедевров архитектуры и всяческих диковинок.

Автолюбителям понравится музей "Автомир", где выставлены образцы достижений автомобилестроения за целое столетие. Здесь можно увидеть старинные и современные машины из Европы и Северной Америки.

Если идти в южном направлении, то, на пересечении улиц л’Этуве и дю Шен, можно увидеть знаменитую скульптуру Маннекен Пис - статую изображающую мальчика, писающего на углу улицы. Неужели все бельгийцы так делают? Решайте сами. Эта статуя является Выражением чувства юмора жителей этого города и их «непочтительного духа». История, написанная позади статуи, повествует о том, как мальчик, облегчившись, потушил пожар в городе. Эта статуя настолько любима жителями города, что они одевают ее в костюмы во время карнавала и других праздников. Поскольку этой статуе было сделано очень много подарков, то уже требуется гардеробщик, чтобы следить за ее нарядами.
Если двигаться к северу, то невозможно пропустить Бельгийский Центр Искусства Комиксов в здании, построенном в стиле модерн, спроектированном архитектором Хорта. Изучите историю искусства комиксов от Тин Тина до более современных любимцев в этом эксцентричном музее. Выставка, посвященная мультипликационному искусству, также достойна вашего внимания. К востоку от площади, около Королевского Дворца, находится Музей Древнего Искусства и Музей Современного Искусства, которые великолепно дополняют друг друга.

Также стоит посетить Королевский музей изящных искусств. Огромную коллекцию бельгийского и европейского искусства можно увидеть в этом музее, в самом сердце Брюсселя. Здесь хранятся восхитительные картины и скульптуры, как средневековья, так и современности. Жемчужинами данной коллекции по праву считаются работы голландских и бельгийских мастеров.

Посетите известное на весь мир поле боя, где Наполеон потерпел сокрушительное поражение в 1815 году. Городок Ватерлоо расположен всего в 20 км от Брюсселя и здесь очень много памятников, посвященных знаменитому поражению, а главной достопримечательностью является впечатляющая Львиная Гора. Отсюда открывается вид на поле, где силы Наполеона вступили в бой с войсками Вильгельма Оранского и Герцога Веллингтона. В Центре посетителей можно ознакомиться с историческими сведениями и больше узнать об этой битве.
Место, где все, кто приезжает в Брюссель, ужинают, - это Ру де Буше, улица Мясников, около Гранд Паласа. Здесь можно увидеть лобстеров, крабов, мидий и различные сорта рыбы в ожидании, когда их отведают, расположившихся в витринах следующих один за другим ресторанов. И что характерно, нигде и в помине нет брюссельской капусты…




Брюссель - город, в котором расположена штаб-квартира Европейского Сообщества.
Праздничные мессы проходят в соборе св. Михаила - покровителя Брюсселя, в одном из старейших храмов бельгийской столицы - церкви Девы Марии на Саблоне (т. е. на песчаном холме), известной своими витражами и статуей Богоматери с младенцем середины XIV века.
По площади Саблон спускаемся в Старый город. Hаше внимание привлекает толпа смеющихся туристов на перекрестке двух старинных улиц. Подходим ближе и видим: в угловой нише, обрамленной елочками, стоит одетый Дедом Морозом бронзовый карапуз в 60 сантиметров высотой и пускает тонкую струйку в маленький бассейн. Это - "Маннекен Пис" - талисман города Брюсселя. В одной из американских кинокомедий есть эпизод: в комнате на стене висит щит с копией "Маннекена Писа" и надписью: "Если хотите побывать в Брюсселе, нажмите кнопку". Последовавший приглашению получает струю прямо в физиономию! (Кстати, неоднократные поиски этого сувенира в лавках Брюсселя успехом не увенчались.)
Легенда гласит, что однажды трехлетний брюсселец таким вот нехитрым способом потушил пожар, грозивший уничтожить город, за что и удостоился памятника от благодарных сограждан. Более правдоподобна другая версия. Так или иначе, фонтанчик с 1619 года стоит на потеху публике на своем углу, но скульптор Жером Дюкенуа изваял его, конечно, голеньким. Лишь с 1698 года с легкой руки генерал-губернатора Hидерландов Максимилиана Эммануила "Маннекену Пису" стали шить все новые и новые костюмчики; сейчас их у него более двух тысяч. Каждый месяц на решетке фонтана вывешивается программа: в костюмы каких эпох, каких народов, каких профессий "Маннекен" будет в определенные дни одет. Hа Рождество, как мы видим, - в шубу Санта-Клауса!

В двух минутах ходьбы от "Маннекен Писа" - "сердце Брюсселя", Гран Пляс. Здесь, на прямоугольной в плане Рыночной площади со средних веков находились городская ратуша и дома купеческих гильдий. В августе 1695 года французский маршал Виллеруа по приказу короля Людовика XIV подверг Брюссель опустошительной бомбардировке, но уже в начале следующего столетия брюссельцы любовно восстановили свою Гран Пляс. Летом на ней расстилают роскошный ковер из живых цветов; стоя на балконе ратуши, здесь принимает парад своей гвардии сам король Бельгии. Перед Рождеством в центре Гран Пляс ставят елку, достающую своей вершиной почти до уровня крыш гильдейских домов и соединенную гирляндами из разноцветных лампочек со стоящими по периметру площади елочками поменьше. Перед Королевским домом (на самом деле - бывшая королевская тюрьма; ныне - Музей города Брюсселя; именно там хранится, в частности, коллекция костюмов "Маннекена Писа") - отлитая из льда колесница Деда Мороза, запряженная оленями. А в северо-западном углу площади, перед старейшим кафе Брюсселя "У испанского короля" взорам туристов предстает копия Вифлеемской хижины. Фигуры волхвов, Младенца Христа и Девы Марии вылеплены из воска, но сам хлев, ясли, соломенная подстилка и даже животные - овцы, козы - настоящие.

Ровно в 20 часов Гран Пляс внезапно погружается в кромешную тьму. Hе успевают многочисленные туристы прийти в себя от изумления, как начинает звучать средневековый рождественский гимн и на фасаде ратуши, высвечивая то рельефы и скульптуру над порталами, то статую св. Михаила на 90-метровой башне, вспыхивают разноцветные лучи прожекторов. Концерт, представляющий собой изумительный симбиоз из классической музыки, лазерных светоэффектов и завораживающей архитектуры, длится обычно минут сорок.
С Гран Пляс уходим в галерею св. Юбера - старейший в Европе Пассаж. Здесь - фешенебельные магазины, роскошные рестораны с традиционной рождественской индейкой. При входе в галерею струнное трио, завидев группу из России, начинает исполнять "Калинку". Hапротив продают знаменитые бельгийские горячие вафли, мгновенно расхватываемые вошедшими с морозной Гран Пляс туристами. У одной из ярко освещенных витрин сидит механический Дед Мороз: разводя руками, он рекламирует парфюмерные наборы - рождественский подарок для дам. В витрине рядом восковая кружевница лихо перебирает веретена, выплетая брабантский узор. В окне кондитерского магазина еще один игрушечный Санта-Клаус карабкается взад и вперед по лестнице: здесь продают пироги с запеченными в них фарфоровыми куколками или бобами: старинная рождественская застольная игра с провозглашением королем гостя, обнаружившего секрет в своем куске, жива и сейчас. А совсем рядом с церковью Девы Марии на Саблоне в Королевском музее изящных искусств выставлено знаменитое полотно фламандского художника XVII века Якоба Иорданса "Бобовый король", авторское повторение которого находится у нас в Эрмитаже...
Карта, Брюссель, Фото, Достопримечательности, транспорт

Карта, Брюссель, Фото, Достопримечательности, транспорт

Карта, Брюссель, Фото, Достопримечательности, транспорт

Карта, Брюссель, Фото, Достопримечательности, транспорт